Клиники выходят на площадь

23.08.2016

Vademecum

В Новосибирске построят первый в России бизнес-центр для медицинских организаций

Фонд прямых инвестиций «ВербаКапитал-Девелопмент» реализует в Новосибирске проект строительства медицинского центра MedPark – девятиэтажного здания, площади в котором предполагается сдавать в аренду и продавать только клиникам и медицинским компаниям. Совокупный объем инвестиций в медцентр и гостиницу для иногородних пациентов составляет 1–1,2 млрд рублей. Резидентами нетипичного как для рынка коммерческой недвижимости, так и для рынка медуслуг проекта планируют стать местные медцентры разных профилей, а также клиника репродуктивной медицины из Армении Vitromed и новосибирский офис компании – производителя медизделий Paul Hartmann.

Фонд прямых инвестиций «ВербаКапитал-Девелопмент» (специализируется на операциях с коммерческой недвижимостью) ранее вложился в строительство нескольких офисных центров в Новосибирске, а в настоящее время строит комплекс апартаментов. Основной владелец фонда – новосибирский предприниматель Вадим Ильченко – еще в 2011 году говорил о необходимости специализации коммерческой недвижимости, например, по медицинскому профилю. К фактической реализации такого проекта «ВербаКапитал-Девелопмент» приступил только в 2015 году, и во многом этому способствовал экономический кризис.

«Ситуация в сегменте стандартной коммерческой недвижимости нестабильная – любые экономические колебания мгновенно отражаются на бизнесе, постоянно приходится взаимодействовать с арендаторами по поводу ставок, скидок и так далее, – говорит коммерческий директор «ВербаКапитал-Девелопмент» Юлия Погорельская. – Поэтому и родилась идея проекта с узким целевым назначением. Медицинский рынок устойчивый, поэтому мы выбрали это направление и решили рискнуть». Инвесторы, не искушенные опытом работы в медицинской отрасли, стали прощупывать интерес клиник к такой недвижимости, и первым, по словам Погорельской, откликнулся заметный игрок новосибирского рынка – многопрофильный Центр новых медицинских технологий (ЦНМТ).

Проект под названием MedPark включает девятиэтажное здание медицинского центра, ввод в эксплуатацию которого намечен на конец 2016 года, а также гостиницу, ориентированную в том числе на иногородних пациентов и их родственников, которую «ВербаКапитал-Девелопмент» планирует построить к середине 2017 года. В общей сложности в эти объекты фонд намерен инвестировать 1–1,2 млрд рублей.

«ВербаКапитал-Девелопмент» сдает в аренду площади в медицинском центре по 700 рублей за кв. м в месяц (без НДС), а также продает по цене от 75 тысяч рублей за кв. м. Среди резидентов MedPark, помимо ЦНМТ, аффилированная с ним сеть стоматологий «Дентал-Сервис», клиника репродуктивной медицины из Армении Vitromed, Центр Бубновского, новосибирское подразделение Paul Hartmann и клиника эстетической медицины «Елена». Также здесь планируется разместить аптеку (под брендом ЦНМТ), родильное отделение и центр лучевой диагностики. По словам Юлии Погорельской, в MedPark неарендованными остались только два этажа из девяти.

Сами резиденты с осторожностью высказываются о своих планах входа в MedPark. В ЦНМТ, например, заявили, что не готовы обсуждать свое участие в проекте. В Vitromed на момент написания текста не смогли ответить на запрос Vademecum. Зато в клинике «Елена» пояснили, что их привлекла возможность размещения в этом объекте хирургического стационара и наличие всех необходимых коммуникаций и систем. «Важно, что вокруг будут находиться только медицинские организации, открытие стационара в офисном центре для нас неприемлемо. Конкурировать с другими клиниками мы не будем, так как главное условие для всех резидентов – не пересекаться по профилям оказываемых медуслуг», – пояснила руководитель филиала клиники «Елена» в Академгородке Ольга Соколова. Сейчас хирургический стационар «Елены» находится в одном из корпусов городской больницы, но решение, будет ли стационар переезжать или в MedPark появится еще один филиал клиники, пока не принято.

В Paul Hartmann рассматривают возможность организации на арендованных в MedPark площадях научно-методического центра и выставочного зала-магазина. По словам директора по маркетингу «Пауль Хартманн Сибирь» Олеси Соколовой, сейчас эта идея и формат присутствия в MedPark согласовываются с головным офисом Hartmann.

Мотивацию резидентов в «ВербаКапитал-Девелопмент» объясняют так: многим клиникам приходится арендовать неприспособленные помещения и это неудобно, а снять или выкупить подходящие площади в специально оборудованном медицинском комплексе со всей необходимой инфраструктурой куда проще, чем возводить клинику с нуля. Генеральный директор новосибирского МЦ «Авиценна» Александр Еловский, впрочем, полагает, что сейчас в Новосибирске можно найти офисные помещения по более низким ценам и с длительным льготным периодом, а вложив 75 тысяч рублей в 1 кв. м, вполне можно построить клинику с нуля, при этом ориентировать ее под свои нужды и найти для нее выгодное местоположение. «На мой взгляд, такой проект будет непросто сделать экономически эффективным. Резиденты-арендаторы окажутся в жесткой зависимости от собственника помещений. И большой вопрос, как будут сосуществовать на одной территории несколько медицинских брендов. Арендная ставка и стоимость 1 кв. м в данном случае далеки от рыночных. Может быть, именно этот проект и «выстрелит» за счет новизны, но все-таки есть сомнения на этот счет. Недаром коммерческая медицинская недвижимость не пользуется популярностью на нашем рынке», – говорит он.

Собственники клиник, действительно, либо предпочитают возводить объекты с нуля с учетом собственных нужд, либо подстраивают под медицину готовые помещения, например, на первых этажах жилых домов либо в офисных зданиях. Например, в бизнес-центрах располагаются  все клиники московской сети «Чайка». Изначально медицинские помещения на рынке фактически отсутствуют, потому медицинские операторы работают с тем, что есть. «Сложнее всего найти правильное помещение с точки зрения его локации и планировки, чтобы каждый квадратный метр клиники приносил выручку. Ремонтировать готовые непрофильные помещения тоже сложно, потому что все коммуникации, естественно, не приспособлены для нужд клиники», – говорит генеральный директор сети «Доктор рядом» Александр Пилипчук.

Но проект MedPark нетипичен не только для медицинской отрасли, но и для рынка коммерческой недвижимости в целом. Как правило, девелоперы и застройщики не строят  по собственной инициативе медицинские объекты и тем более не посвящают такой тематике целый «офисный» центр. «Создание объекта коммерческой недвижимости под конкретного арендатора – это нормальная ситуация. Главное, чтобы конкурентное окружение было соответствующим. Если девелопер сделал маркетинговый анализ и понял, что именно медицина будет выгодной нишей, то почему бы и нет. Специализация, в принципе, может быть какой угодно», – считает директор Департамента консалтинга, аналитики и исследований агентства BlackWood Александр Шибаев.

Оставить заявку
Предложить собственнику свою цену
Заявка
Обратный звонок
Отправить список по почте
Оставить заявку

Узнайте, сколько стоит
ваша недвижимость?

Получить презентацию на почту
Запросить цену