Застройкой Малого кольца Московской железной дороги займется ВТБ или Сбербанк

06.03.2013
РБК daily

Девелопментом 750 тыс. кв. м коммерческой недвижимости на трех десятках транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) Малого кольца Московской железной дороги (МК МЖД), по мнению правительства Москвы, должен заняться застройщик, подконтрольный Сбербанку или группе ВТБ. Таким образом инфраструктурная стройка обретет состоятельного девелопера, а тот, в свою очередь, - внушительный инвестпроект стоимостью около 73 млрд руб. Об этом пишет сегодня газета "РБК daily".

Согласно проекту развития МК МЖД, к 2016г. на Малом кольце появится 31 пересадочный узел. Их коммерческую инфраструктуру сформируют 750 тыс. кв. м недвижимости, сообщил руководитель Департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов. Оператором этого проекта является ОАО "Московская кольцевая железная дорога" (МКЖД, в паритете контролируется правительством Москвы и ОАО "Российские железные дороги", РЖД).

"Эта компания привлекает инвесторов - по каждому объекту или группе объектов", - говорит М.Ликсутов. По его словам, желающих участвовать в проекте "пообъектно" много. Но город хочет одного партнера на весь объем МК МЖД. "Мы заинтересованы в привлечении крупного инвестора-застройщика, который взял бы на себя все ТПУ. Синергия комплексного подхода компенсирует слабую экономику отдельных узлов и выведет весь проект в плюс", - объясняют в МКЖД.

Помимо денег, по словам собеседников "РБК daily", тут также возникает вопрос сетевого развития инфраструктуры кольцевой. "На 31 ТПУ нужна 31 одинаковая аптека, 31 одинаковое кафе и так далее, - объясняет М.Ликсутов. - Мы хотим собрать пул сетевых арендаторов на конкретный профиль: на "фарму" - один, на одежду - другой, а они, в свою очередь, получат замкнутую и понятную сеть в проходных местах". Через три года МКЖД должна ежегодно перевозить более 250 млн пассажиров.

Оптимального партнера власти ищут среди крупнейших российских банков, владеющих девелоперскими компаниями. Этот пул сегодня формируют группа ВТБ и Сбербанк, контролирующие таких крупных застройщиков, как "Дон-Строй Инвест", "Галс-Девелопмент", ГК "ПИК", "Интеко".

"Мы не хотим особо работать с инвесторами-застройщиками, потому что за деньгами они все равно придут в финансовые учреждения. Мы хотим с ними договориться и совместно определить девелопера", - объясняет М.Ликсутов. Но лучше, по его словам, пусть банк скажет, кто будет строить - "ВТБ Капитал" либо "Сбербанк Капитал".

Свою позицию чиновники объясняют масштабами проекта, "для которого не каждый девелопер сможет получить финансирование". Так, программа строительства в Москве 255 ТПУ оценивается столичными властями в 600 млрд руб. На долю МК МЖД приходится около 73 млрд руб. инвестиций.

Окупаемость этих проектов непосредственно связана с объемом коммерческих площадей в ТПУ - торговли, офисов, но их избыточность может затруднить проходимость узлов, отмечает начальник отдела стратегического консалтинга компании Jones Lang LaSalle Юлия Никуличева. Приемлемый для инвесторов срок окупаемости (не более семи-десяти лет) обеспечивают площадки с паритетным распределением коммерческой и транспортной инфраструктуры, которая должна иметь высокую проходимость, объясняет управляющий партнер компании Blackwood Константин Ковалев. По словам Ю.Никуличевой, любой девелопер и коммерческий банк нацелен на окупаемость в течение пяти-семи лет, которая в проектах МКЖД кажется недостижимой, поэтому для их реализации "логично привлечь госбанки".

Переговоры с контрагентами сегодня ведет ОАО "МКЖД". В этой компании не стали раскрывать детали возможного партнерства, так как "конкретные договоренности еще не достигнуты". В ОАО "РЖД" не ответили на запрос "РБК daily".

Принадлежащие группе ВТБ и Сбербанку девелоперские компании отказались обсуждать возможное участие в проекте МКЖД, отправив за комментариями к своим бенефициарам. По мнению собеседников "РБК daily", проект МКЖД достанется компании "ВТБ Капитал", которая ведет соответствующие переговоры с инициатором проекта. В этом инвестиционном подразделении группы ВТБ и Сбербанке вчера воздержались от комментариев.

Градостроительно-земельная комиссия (ГЗК) уже одобрила проекты 17 ТПУ на МКЖД. Шесть из них будут иметь офисы, склады и торгово-развлекательные комплексы общей площадью около 400 тыс. кв. м (см. "РБК daily" от 14.01.13).

Из 31 ТПУ менее трети имеет связь со станциями метро, и именно они будут интересны для развития, так как пассажиры поездов МКЖД не будут выходить в "чистое поле", а станут пересаживаться в подземку, говорит Ю.Никуличева. Так, по ее мнению, перспективными с точки зрения девелопмента являются ТПУ в районе "Москва-Сити", Кутузовского проспекта, площади Гагарина, шоссе Энтузиастов и Рязанского проспекта.


Оставить заявку
Предложить собственнику свою цену
Заявка
Обратный звонок
Отправить список по почте
Оставить заявку

Узнайте, сколько стоит
ваша недвижимость?

Получить презентацию на почту
Запросить цену